Особенности организации образовательного процесса
лиц с ограниченными возможностями здоровья

 
      Получение образования  детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

    В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 

 В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Министерством образования и науки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 

Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:

  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

  • инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

  • адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

      Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
 

В Колледже ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

В  Колледже созданы условия для обучения лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги организаторы, педагог-психолог, социальный педагог.  Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления, обучения в колледже и трудоустройства.

 

В рамках выполнения государственной программы Республики Крым «Доступная среда» на 2016-2018 годы в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым «Симферопольский  коледж радиоэлектроники» были проведены следующие мероприятия и работы по адаптации колледжа к  предоставлению услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения:

- оборудованы  входы в учебный корпус и  столовую доступными для всех категорий инвалидов;

- расширены дверные проемы входной группы в учебный корпус и столовую;

- входная лестница центрального входа обеспечена поручнями с двух сторон, с не травмирующей завершающей частью поручней.

- пандус запасного входа и входа в столовую оборудован поручнями с двух сторон на двухуровневой высоте, непрерывными по всей высоте;

- обеспечена доступность для инвалидов всех  зданий колледжа путем приобретения двух мобильных гусеничных лестничных подъемников;

- оборудованы для инвалидов уборные кабины в санитарно-бытовых помещениях: увеличены размеры кабины и ширина дверного проема, размещены крючки для различных принадлежностей, откидные опорные поручни, штанги;

- приобретено оборудование и предметы долгосрочного использования:

а) две скамьи для инвалидов;

б) два стола, регулируемых по высоте для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата;

в) кресло-коляска;

г) комплект Радиогид 1-2;

д) индукционная система ИП1/К1;

е) два беспроводных извещателя, предназначенных для размещения на рабочем месте обслуживающего персонала и информирования о запросе помощи;

ж) две антивандальных кнопки вызова, предназначенных для передачи сигнала на извещатели;

з) две тактильные пиктограммы (размещены возле кнопок вызова).